Однажды кто-то сказал: если бы Иисус зашёл в любую современную церковь, он бы удивился почти всему, что там происходит. Но вот что действительно многих сбивает с толку: какой была вера самого Иисуса? Он ведь не был христианином — христианство вообще возникло уже после его смерти. Понять, чем жил, во что верил и о чём размышлял сам Иисус — непростая, но очень любопытная задача. Особенно когда церковные мифы переплетаются с историей и культурой, а источники описывают его жизнь по-разному. Давайте попробуем разобраться, каким был духовный мир Иисуса и как его вера связана с традициями евреев того времени.
Палестина первых веков нашей эры — одна из самых перемешанных и противоречивых частей Римской империи. Здесь свой след оставили эллины, персы, египтяне и, конечно, евреи. В большинстве городов, где жил и проповедовал Иисус, кипела культовая и религиозная жизнь. Не было ни единой иудаистской секты — существовали фарисеи, саддукеи, ессеи, зелоты и еще немало других групп. У каждого обработка заповедей, ритуалов и понятий о мессианстве — своя. Например, фарисеи делали упор на устную традицию (оральный закон) и подробные предписания о соблюдении субботы, а саддукеи полагались только на Пятикнижие Моисея и отвергали веру в воскресение мёртвых.
Сам Иисус приходит из окружающей среды — он родился в еврейской семье, следовал традициям, соблюдал Песах, обрезан на восьмой день согласно предписаниям Торы (эта деталь специально отмечается в Евангелии от Луки). К тому времени иудеяне мечтали о скорейшем освобождении от римской власти и ждали Мессию — помазанника, который вернёт Израиль былую славу. В надежде на приход Мессии люди сбивались в группы, слушали харизматичных проповедников, обсуждали признаки конца времён и задавались вопросом, что значит быть верным Богу.
Если говорить сухо, то у историков нет сомнений: Иисус был евреем, жил как иудей и исповедовал еврейскую веру. Слово «религия» тогда звучало совсем не так, как сегодня, — каждый воплощал веру в ежедневных поступках и ритуалах.
Группа | Основные идеи |
---|---|
Фарисеи | Оральная традиция, вера в воскресение, строгая ритуальная чистота |
Саддукеи | Только Тора, нет воскресения, элитарность |
Ессеи | Аскетизм, обособленные общины, апокалиптические ожидания |
Зелоты | Политическое мессианство, вооружённая борьба против римлян |
Иисус происходил из среды, где обсуждение веры и пути к исполнению воли Бога — ежедневная практика, а не тезис о «религии» вообще.
Самый очевидный, но для кого-то и неожиданный ответ: Иисус был иудеем (евреем по вере и происхождению). Он не основывал новую религию, не играл роль «еретика» в современном смысле, а скорее старался очистить иудаизм и привести людей к тому, как, по его пониманию, задумывал Бог. Учёные Нового Завета дружно считают вера Иисуса Христа — это форма раннего, местами даже радикального иудаизма, но никак не то, что сегодня понимают под христианством.
Разбираясь, во что же верил Иисус, напрашиваются такие выводы:
Интересная фактическая деталь: Иисус упоминает Тору (Пятикнижие) и Пророков — это то, что сегодня называют Танахом или Ветхим Заветом. Почти в каждом важном эпизоде Евангелий его поступки, притчи, взаимоотношения с учениками и врагами строятся на знакомых слушателям текстах Писания. Иногда он даже цитирует оригинальный иврит или арамейский язык, например, восклицание на кресте «Элои, Элои, лама сабахфани?» — отрывок из книги Псалтирь.
Многие из рассказов Иисуса построены по образу типичных для иудейской традиции «мидрашей» — это когда раввин рассказывает притчу, чтобы иллюстрировать смысл Божьего закона. Для него Бог — прежде всего милосердный, а не только судья. Строгость — лишь внешняя сторона, основное — внутреннее состояние сердца.
Каким был личный духовный опыт Иисуса? Тут немного документовальных свидетельств, всё же можно выделить явные моменты:
В Евангелиях не раз сказано: Иисус молился на рассвете, вечером, перед ключевыми событиями. Можно сравнить со священниками, но его стиль общения с Богом был максимально личным и простым. Даже когда ученики спрашивали, как молиться, он дал им короткую бытовую формулу: «Отче наш». Примечательно, что в то время большинство традиционных еврейских молитв было очень длинным, насыщенным поэтическими формулами.
Иисус и его окружение явно знали основные законы кашрута, ходили в Иерусалим на паломничество, следили за ритуальной чистотой. Историк Шломо Санд пишет: «Иисус говорил, думал и верил как типичный галилейский еврей I века». Даже его жесты — преломление хлеба, возложение рук, ритуальное омовение — абсолютно узнаваемы для традиционного иудаизма.
Казалось бы, что нового мог предложить Иисус? Он часто цитирует Писание, но при этом даёт свои трактовки. Особенно это видно в знаменитой Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано... а Я говорю вам». Тут проявляется не желание сломать традицию, а скорее интерпретировать её максимально глубоко. Он учит не просто соблюдать букву закона, а думать о смысле. «Не убей» — не только про убийство, но и про внутренние чувства.
В обществе, где строго соблюдали субботу, он нарушил запрет ради помощи больному. При этом объяснил: закон дан для человека, а не человек для закона. Этот подход вызвал не только интерес, но и раздражение у части религиозных лидеров.
Иисус много говорил о прощении (причём не только обывателям, но и римлянам, и отверженным слоям). Современники такого не ждали. Он призывал видеть в каждом образ Божий — даже если речь шла о римском солдате или прокажённом.
В одной детали учёные находят ключевое отличие учения Иисуса: он открыл путь к Богу каждому человеку, без посредников и сложных ритуалов. К примеру, фарисеи считали, что не всякий чист или достоин, а Иисус сидел за столом с мытарями и блудницами, подчеркивал особую роль внутреннего обращения.
Заповедь | Трактовка Иисуса |
---|---|
Соблюдение субботы | Закон — для человека, добро важнее формальностей |
Не убий | Гнев — уже нарушение сути заповеди |
Пост | Должен быть не «на показ» |
Молитва | Лучше в тишине, без многословия |
Другая яркая особенность: в молитвах Иисуса нет просьб о мести, он не призывает к политическому восстанию. Его интересует поиск внутреннего мира и царства Божьего, которое «внутри вас».
Завязка проста: Иисус был верующим иудеем, а христианство появилось только через десятилетия после его смерти. Апостол Павел, бывший ревностный фарисей, стал первым, кто начал массово проповедовать язычникам (не-евреям). До этого община была почти целиком еврейской — раннее христианство выглядело скорее как один из вариантов иудаизма. По данным Иерусалимского совета (около 50 года н. э.), христиане спорили, нужно ли соблюдать еврейские законы новообращённым из греков и римлян.
Собственно, христианство как отдельная «религия» появляется только спустя годы. Там, где Иисус выступал за внутреннюю реформу иудаизма, новоявленные христиане видели в нём бога, искупителя и мессию не только для евреев, но и для всего мира. Начались теологические споры: кто Иисус — пророк, мессия, сын Божий или сам Бог?
Позже христианская догматика пошла дальше оригинального учения Иисуса. Уже в IV веке появляются идеи о Троице, божественности Иисуса как части Бога. Те, кто держался более традиционного иудаизма с внесением учения Иисуса, стали известны как «назареи» — их скоро вытеснили те, кто принял новые доктрины.
Многие забывают, что братья и мать Иисуса, его ученики — все продолжали ходить в храм, строго соблюдать иудейские праздники и ритуалы. Никто из них не называл себя «христианином». Это слово впервые появляется только в Антиохии, примерно через 20 лет после смерти Иисуса (Деяния апостолов, 11:26).
Сегодня учёные, включая Маркуса Борга и Джеймса Данна, утверждают: чтобы понять подлинную веру Иисуса — важно смотреть не на христианские догматы, а на еврейские корни, обычаи, тексты и молитвы его времени и окружения.
Вот несколько моментов, которые помогут яснее увидеть историческую картину:
Если сегодня хочется понять, какой была вера у Иисуса Христа, стоит начать с привычной для него еврейской среды: Писание, ежедневная молитва, поиск смысла жизни, желание сделать мир лучше, без посредников, но с ответственностью перед Богом и людьми. А чтобы лично к этому прикоснуться, можно попробовать простой совет — прожить хотя бы день так, как это делал иудей времён Иисуса: с ритуалами, молитвами, вдумчивым чтением Писания. Тогда и станет ясно, как мало общего у современной «религии» с личной верой живого человека по имени Иешуа из Назарета — Иисуса Христа, который однажды призвал: «Следуй за мной».
Написать комментарий