Сколько людей — столько и представлений о Боге. Спорят об этом веками: кто-то уверен, что Бог существует, другие считают религию заблуждением, кто-то вообще уходит от прямых ответов. Иногда кажется, что на этот вопрос нет и не может быть готового или единственно верного ответа — тут играют роль воспитание, культура, даже характер. Дело не только в вере, но и в том, с какими историями мы сталкиваемся, каким фактам доверяем, что видели своими глазами. Я, например, часто задумываюсь о таких вещах, когда сижу вечером на балконе, а кот Вася пытается поймать отблески заката на стене. Уже одно только вот это чувство — когда мир кажется больше тебя — склоняет задуматься о чем-то глубоком и мощном.
Этот вопрос стар как мир. О первых богах известно ещё со времён шумерских храмов — статуэтки богини Инанны выкапывают до сих пор, возраст — около 5 тысяч лет. Люди тогда верили, что мир населяют целые пантеоны богов, у каждого свои полномочия, характер, даже пристрастия в жертвоприношениях. Египтяне поклонялись Ра, Осирису, Исида считалась покровительницей семьи. У греков — целая гора богов, от Зевса до Диониса; каждый отвечал за свою сферу, будь это погода, любовь или война. Позже пришли авраамические религии — иудейство, христианство, ислам — и заявили о существовании одного, «истинного» Бога.
Историки отмечают: монетеизм начал распространяться, когда общество стало сложнее, когда нужно было искать единство среди огромных масс людей. Единый Бог, как ни странно, объединил не только веру, но и государственную власть — вспомните фразу «Бог дал королю власть править». Во времена Средневековья считалось, что монарх только тогда легитимен, если его власть признана свыше. Кстати, и сегодня многие страны формально или неформально говорят о «Божьей воле» своих управленцев.
Даже после появления крупных мировых религий споры не утихали. Например, во времена инквизиции в Европе людей казнили за ересь — только за сомнения, кто «истинный» Бог. А в России, по данным летописей, до крещения Руси язычество с домочеством богов было везде, и лишь князь Владимир попробовал всё это сменить на новую веру. Но народ нередко смешивал старое и новое — так, например, ряженых называли и теми, кто несёт зло, и теми, кто помогает хозяйству, устраивает праздник. Видно, как сложно менялось восприятие, и до сих пор не все религиозные традиции полностью исчезли.
У каждой религии свой взгляд на то, кто такой Бог. В христианстве Бога называют Личностью, запрещают изображать Его иначе, чем через Спасителя. При этом, например, католики и православные отличаются даже в ритуалах и формулировках. Мусульмане говорят о Всевышнем— Аллахе, Который вне формы, Которого нельзя изображать вообще. Как сказано в Коране— «Нет никого подобного Ему» (Сура 112:4).
В индуизме — не один, а сотни богов, хотя многие школы утверждают, что все они — проявления единого Абсолюта, Брахмана. Индуисты, если внимательно спросить, скажут: Бог — это и Кришна, и Шива, и что-то, что невозможно описать словами. Буддизм, и вовсе, часто говорит: в вопросе о Боге главное — не поклонение, а личный путь к просветлению, хотя есть ветви, где присутствуют божества и небожители.
Иудаизм отличается поразительно строгим отношением к любым изображениям Бога. Во второй заповеди сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху…» (Исход 20:4). В еврейской традиции даже произносить настоящее имя Бога — ЙХВХ — считается табу. Вот такой подход: даже слово может быть слишком «земным» для описания Творца.
Есть и менее привычные для нас концепции. Например, у коренных народов Сибири шаманы считали, что мир полон духов и богов, и часто обращались к ним через особые ритуалы. Китайская традиция говорит о Дао — не совсем бог, но истинный порядок вещей, из которого всё течёт. Даже если в религии не называют прямо слова «Бог», они почти всегда говорят о чём-то большем, чем человечество. Это озадачивает даже современных учёных — почему почти у всех народов есть понятие высшей силы или порядка?
В наше время взглядов стало ещё больше. Кто-то заявляет: «Бог — выдумка для управляемости масс». Например, Ричард Докинз, автор «Бога как иллюзии», уверен, что вера мешает научному прогрессу. С другой стороны — у кого-то вера вызывает ощущение спокойствия, определенность в жизни, даже если научных доказательств нет.
Атеисты обычно объясняют происхождение вселенной через «большой взрыв», эволюцию, химию. Их аргумент прост: если нет доказательств, значит, и верить не в чем. В 2019 году в России, по данным ВЦИОМ, около 15% считали себя атеистами. Но, интересный нюанс — большая часть из них всё равно отмечает православные праздники, крестит детей… так уж сложилось в культуре.
Агностики стоят особняком: они считают, что правды не узнать никогда. Исследователь Лесли Хэзелтон в одной лекции сравнила агностиков с «честными скептиками»: проще признать свою неуверенность, чем делать вид, будто ответа можно достичь мозговым штурмом.
В последнее десятилетие усилилась популярность «новой духовности». Люди говорят: не важно, как звать высшее — Бог, Вселенная, Природа или Энергия — важно ощущать связь с чем-то большим. Появились онлайн-группы, приложения для медитации, в городских кафе обсуждают карты таро и астрологию. Это похоже на поиск Бога — только не по старым канонам, а по своим ощущениям.
Вероисповедание | Вера в Бога (%) | Особенности учения |
---|---|---|
Православие | около 60 | Чтение икон, обряды, таинства |
Ислам | около 10 | Пятикратная молитва, пост, строгий монотеизм |
Иудаизм | менее 1 | Нет изображений, строгие законы |
Атеизм | 15-20 | Отрицание божественного начала |
Другие религии | 5-10 | Язычество, восточные практики |
Обратите внимание, что даже среди «атеистов» часть считает, что есть некая высшая сила. Психологи объясняют это: человеку важно верить, что он не одинок во Вселенной, особенно — в кризисные моменты.
Если смотреть честно, наука не доказала существование Бога — но и не доказала его отсутствия. Например, сэр Исаак Ньютон почти каждую работу завершал рассуждениями о Боге: мол, природа настолько сложна, что за ней должен стоять разум. А Альберт Эйнштейн говорил: «Бог не играет в кости» — намекая, что Вселенная устроена разумно, не случайно.
Нейробиологи нашли у человека так называемый «Божий модуль» в мозге — область, которая активируется при переживании религиозного опыта. Может быть, ощущение присутствия высшего заложено в нас самой природой? Или это особая особенность нашего разума, а не доказательство?
А вот ещё интересное. По данным ООН, если сравнить страны по уровню счастья и количеству верующих, тесной связи не выходит — в скандинавских странах, например, высокий уровень атеизма, но люди ощущают себя счастливыми. В то же время, опрос Gallup в 2022 году показал, что 62% людей в мире заявляют: вера помогает им справляться со сложностями. Это значит, функция веры, возможно, не столько объяснять мир, сколько быть опорой в трудные моменты.
Учёные по-разному называют Бога: кто-то считает Его «Вселенским Архитектором», кто-то говорит о Теории Разума Вселенной. А физик Роджер Пенроуз, например, использует термин «платонизм»: утверждает, что математика и её законы — и есть божественное проявление. Так что формулировка вопроса: «Кто есть истинный Бог?» — всегда зависит от того, на чём делаем акцент; на чувстве, на логике или на традициях.
Вот тут начинается самое ценное. Никто не знает вашего пути лучше вас, сколько бы книжек ни прочитано и сколько бы батюшек ни встретились на дороге. Если хочется разобраться, кто для вас есть истинный Бог, попробуйте несколько подходов.
Сравните свои ощущения с тем, что говорят учёные, историки, религиозные лидеры. Может оказаться, что ваш ответ оказывается уникальным — и в этом его сила.
И да, если к вам вечером забежит пушистый Вася, не торопитесь ему объяснять сложные концепции. Он, кажется, свой ответ уже нашёл: спать на коленях, пока хозяин задаёт вечные вопросы.
Написать комментарий