Вопрос простой и острый: кем был Иисус по вере - христианином или иудеем? Исторически ответ ясен: Иисус жил и умер как иудей из Галилеи времён Второго Храма. Он соблюдал Тору, ходил в синагогу, праздновал еврейские праздники и спорил с учителями Закона на их языке. Уже потом, после его смерти и веры учеников в воскресение, оформилась новая община, которую стали называть христианами.
Когда речь о личности Иисуса, важно сначала назвать, о ком мы говорим. Иисус Христос - исторический иудейский проповедник из Галилеи I века, распятый при прокураторе Понтии Пилате; центральная фигура христианства. Его называют также Иисус из Назарета.
В бытовом русском «по вере» почти всегда значит «по религии». В I веке в Иудее и Галилее не было «христиан» в современном смысле. Была иудейская религия с разными течениями: фарисеи, саддукеи, ессеи, зилоты. Иисус жил внутри этой картины.
Чтобы не путаться в терминах, зафиксируем пару базовых вещей. Иудаизм - монотеистическая религия народа Израиля, основанная на Торе и Пророках. В контексте Иисуса часто говорят об иудаизме эпохи Второго Храма. А Христианство - религия, выросшая из веры учеников Иисуса в его воскресение и мессианский статус, оформившаяся во II-III веках.
Наши главные окна в эпоху - тексты. Евангелия (Марка ≈ 70 г., Матфея и Луки ≈ 80-90, Иоанна ≈ 90+) рисуют портрет Иисуса как учителя Торы, который молится в синагогах, цитирует Писание и идёт на праздник в Иерусалим. Письма Павла (около 50-х годов) - ещё ближе к событиям и отражают раннюю веру общин.
Контекст времени дают внешние авторы. Иосиф Флавий - иудейский историк I века, автор «Иудейской войны» и «Иудейских древностей», наш главный неканонический источник по иудейским течениям и Риму. Про духовный климат и практики аскетов рассказывают Кумранские рукописи, а позднее раввинистическая Мишна помогает понять правовые споры эпохи.
География и политика тоже важны. Галилея - северная область древней Палестины, сельская, многолюдная, с сильной иудейской идентичностью и соседством с эллинистическим миром. И всё это происходило под властью Рима, с налогами, наместниками и реальными рисками мятежей.
Если собрать конкретику, получается очень земной портрет иудейской религиозной жизни.
Все эти пункты - маркеры именно иудейской религиозной практики. При этом Иисус ведёт себя как пророк и мудрец: обостряет смысл Закона, возвращает к «весу» заповедей - любви к Богу и ближнему.
Внутри иудаизма того времени шла напряжённая дискуссия: что важнее - Храм или Тора, буква или дух, где граница дозволенного в субботу, как понимать чистоту и брак, будет ли воскресение мёртвых.
Фарисеи - влиятельное иудейское движение, подчёркивавшее авторитет Писания и предания, веру во воскресение и загробную кару/награду. С ними Иисус спорит чаще всего, но именно к их вере во воскресение и их стилю библейской аргументации он ближе всего.
Саддукеи были связаны с храмовой аристократией, не принимали идею воскресения и держались буквального прочтения Пятикнижия. Ессеи (об их жизни мы узнаём из Кумрана и Иосифа) практиковали строгую общинную дисциплину и ритуальную чистоту, часто в стороне от города.
Группа/фигура | Закон (Тора) | Храм | Суббота | Чистота | Воскресение | Отношение к язычникам |
---|---|---|---|---|---|---|
Фарисеи | Высокий авторитет, толкование через устное предание | Важен, но не единственный центр | Строгие, но допускают дела милосердия | Ритуальная чистота важна | Да | Дистанция, иногда миссия к прозелитам |
Саддукеи | Буквально Пятикнижие | Центральная роль | Строгость | Фокус на храмовых правилах | Нет | Ориентация на элиту, политический прагматизм |
Ессеи | Строгость, собственные интерпретации | Скепсис к «осквернённому» храму | Аскетическая строгость | Очень строгие нормы | Да | Закрытые общины |
Иисус | Тора обязательна, упор на любовь и милость | Уважает, но критикует злоупотребления | «Суббота для человека» | Чистота сердца важнее ритуала | Да | Открыт, исцеляет и язычников, но «к детям Израиля - прежде» |
Ранняя церковь | Для иудеев - Тора; для язычников - минимум (Деян. 15) | Все меньшее значение после 70 г. | Гибче вне иудейских общин | Меньше ритуального акцента | Да | Активная миссия к язычникам |
Слово «раввин» в нынешнем смысле ещё не закрепилось в I веке, но по сути Иисус выступает как учитель Торы: его спрашивают «что позволительно», он даёт авторитетные толкования, собирает учеников, учит притчами. Он не создаёт отдельный «культ Иисуса» при жизни. Он реформирует, обостряет и «перенастраивает» иудейскую практику на милость и справедливость - как делали пророки до него.
Поворот случается после его смерти. Ученики уверовали, что Бог воскресил Иисуса и этим подтвердил его мессианскую миссию. Эта вера стала ядром новой общины, где со временем стало много выходцев не из иудеев.
Первое поколение учеников - иудеи. Они ходят в Храм, молятся в синагогах и исповедуют Иисуса как Мессию Израиля. Потом происходит мессия к народам: к общине присоединяются неевреи. Здесь огромную роль сыграл один человек. Апостол Павел - иудей-фарисей из Тарса, ставший миссионером среди язычников; автор самых ранних христианских писем (ок. 50-х гг.). Он настаивал, что язычникам не обязательно принимать обрезание и весь обрядовый кодекс, чтобы быть в Божьем народе.
Около 49 года в Иерусалиме собирается совет (так называемый Апостольский собор, Деяния 15). Итог: для язычников - минимальные правила (воздержание от идоложертвенного, крови и разврата), а не полный объём Торы. Примерно тогда же слово «христиане» впервые фиксируется в Антиохии (Деян. 11:26). Это уже новый социальный ярлык - и новая идентичность.
Без понимания Иерусалима и его святыни сложно понять Иисуса. Второй Храм - восстановленный и расширенный Иерусалимский храм (516 до н.э. - 70 н.э.), религиозный центр иудаизма времени Иисуса. Там происходили жертвы, туда совершались паломничества. Иисус приходит туда, учит во дворах, критикует торговлю - это внутренний спор любящего сына дома, а не внешнего критика чужой религии.
Ответ на вопрос «кем был Иисус по вере» влияет не только на учебники. Он помогает корректно строить разговор между христианами и иудеями, снимает почву для антисемитских мифов и возвращает Иисусу его земные корни. Это честнее по отношению и к историческим фактам, и к верующим обеих традиций.
Современные исследователи - от Э. П. Сандерса и Гезы Вермеша до Паулы Фредриксен, Джона П. Мейера и Барта Эрмана - сходятся в базовом выводе: Иисус - иудей своего времени. Споры идут о деталях - как именно он понимал Царство Божье, ожидал ли близкого конца, насколько осознанно он видел своё мессианство. Но его религиозная принадлежность не вызывает сомнений.
Христианство уже упоминали; добавим контекст к паре фигур и мест. Галилея - регион, где Иисус провёл большую часть служения; это объясняет сельские притчи о сеятелях и виноградарях. Иосиф Флавий - наш проводник по политике и сектам того времени. А Фарисеи - лучшие спорщики Писания, у которых Иисус, по сути, выигрывает их же методами.
Да. Он родился и жил как иудей, соблюдал Тору, молился в синагоге и праздновал еврейские праздники. Его споры - это внутренние иудейские споры о том, как верно исполнять Закон.
Нет. Он обновлял практику и смысл иудаизма. Новая религиозная идентичность сложилась после его смерти из веры учеников в воскресение и из миссии к язычникам.
По ряду убеждений - ближе к фарисеям: вера в воскресение, высокий авторитет Писания, этический акцент. Но его стиль радикален и пророчески свободен от партийной лояльности.
По Деяниям апостолов 11:26, в Антиохии, когда община стала заметной и в неё вошло много неевреев. Это середина I века, уже после начала миссии Павла.
Потому что они спорят на одном поле - как правильно исполнять Закон. Это не «иудаизм против Иисуса», а горячая дискуссия внутри иудаизма. Резкость речи - жанр пророческой критики, хорошо знакомый по библейским пророкам.
Титул ещё не был формализован, но по факту он действовал как учитель Торы: его так называли, он толковал Писание и собирал учеников. В этом смысле термин оправдан.
Он служил прежде «к детям Израиля», но не избегал язычников: исцелял, восхищался верой сотника. Позже апостолы открыли двери миссии для всех народов.
Основной консенсус: Иисус - иудей своего времени. Об этом пишут Э. П. Сандерс, Геза Вермеш, Паула Фредриксен, Джон Мейер, Барт Эрман. Расхождения - в деталях образа.
Написать комментарий